Контроллер системы АБС для автомобиля

Что такое система АБС, наверняка знает каждый автолюбитель (женщины и "чайники" в расчёт не берутся). И, конечно же, каждый более-менее цивилизованный водитель с удовольствием бы имел на своём авто такую систему. К сожалению, наши отечественные автозаводы(то ли в силу слабоумия конструкторского персонала, то ли в силу слабой экономической выгоды) абсолютно не желают ставить системы АБС на массовый отечественный автомобиль. Возможно, что кто-то просто считает, что система антиблокировки колёс – пустой звук, что "настоящего проку" во всём этом мало. Но…
Но ежедневные сводки, которые показывают в телевизионной передаче "ДОРОЖЫЙ ПАТРУЛЬ", похоже, говорят об обратном. Практически каждый день, в каждом выпуске звучат слова "…водитель не справился с управлением, и…". Значение этого "…И…" как правило – чья-то человеческая жизнь. Возникает вопрос, что значит не справился? Руль не поворачивался? Педали не нажимались? А может быть, всё крутилось и нажималось, да вот только автомобиль ехал не туда, куда хотелось бы, а туда, куда его несли законы физики? А кто вообще отдал автомобиль этим законам, почему это вдруг они взяли, да понесли практически чужой (частный, или принадлежащий юридическому лицу) автомобиль безо всякого на то разрешения? Где доверенность? Где путевой лист?…

Это, конечно, всё лирическое отступление. А что же чаще всего происходит на самом деле? В ситуации экстремальной, когда на анализ дорожной ситуации не то, чтобы не хватает времени, а происходит самый настоящий цейтнот (думать надо было, как говорится, "ещё вчера"), водитель начинает действовать инстинктивно, вдавливая со всей дури педаль тормоза "в пол" и "рвя баранку" в сторону. Я не беру в расчёт всякого рода профессионалов (типа спортсменов, водителей "пиджаков", всяких "СПЕЦ"), которые любые аварийные ситуации отрабатывают с закрытыми глазами до автоматизма ещё до того, как такие ситуации случаются. Такое поведение свойственно среднестатистическому, рядовому водителю.
Что же происходит дальше? Дальше – как по сценарию. Блокировка задних колёс – это "как доктор прописал". Хорошо, если водитель не менял направление движения, тут как говорится, куда бог пошлёт. Заблокируется ещё одно колесо (из передних) – пиши "пропало", нет – дай то бог, всё образуется.… А если всё-таки водитель "рванул"? Поведение автомобиля, у которого заблокирована часть колёс, да и вдобавок руль повёрнут в сторону абсолютно непредсказуемо. Частенько машину разворачивает боком, и она может в таком положении проскользить достаточно приличное расстояние, которого обычно и не хватает до столкновения или наезда. Очень часто машину не просто разворачивает, а начинает крутить на дороге так, что абсолютно неизвестно, в какую сторону она может полететь в следующее мгновение.
Многих бед можно было бы избежать, будь автомобиль, попавший в такого рода ситуацию, оснащен системой антиблокировки колёс (или попросту АБС).

Принцип работы АБС известен практически каждому цивилизованному водителю (как я упоминал выше, женщины и "чайники" в расчёт не берутся). На каждом колесе автомобиля установлены датчики, сигналы от которых "собирает" центральный процессор АБС, в свою очередь управляющий клапанными устройствами. Центральный процессор "сравнивает" сигналы, поступающие от датчиков со ступиц колёс, и, в зависимости от того, какое колесо не вращается во время торможения, и подаёт сигналы части исполнительных клапанов, которые, в свою очередь, перекрывают подачу тормозной жидкости в рабочий цилиндр тормозов этого колеса.
Конструкции датчиков и исполнительных клапанов очень разнообразны. Центральные управляющие процессоры (контроллеры АБС) также весьма разнообразны, многие имеют различный алгоритм работы. Большинство из них (практически все "фирменные") построены на микропроцессорных технологиях, с применением специализированных микросхем. Это сильно усложняет ремонт и настройку оборудования под конкретные условия.

Предлагаемая здесь схема контроллера – всего лишь концептуальная разработка.
В связи с тем, что действующие Правила Безопасности Дорожного Движения запрещают внесение изменений в конструкцию тормозной системы автомобиля (независимо от того, где выполняются работы: в "гаражных условиях" или на фирменной СТО), данная система (в частности контроллер) никогда опробованы не была. Несмотря на это, схема всё-таки опубликована, и алгоритм работы данного контроллера подробно описан. Возможно, что простота схемы привлечёт наших отечественных производителей и, наконец-то таким жизненно важным узлом, как АБС, будут оснащаться не только крутые иномарки, но и наши отечественные ВАЗы, ГАЗы и … и даже для "Запорожца" АБС станет не роскошью, а достаточно привычным узлом.

Цифровая часть 
 контроллера На момент публикации в схему были внесены некоторые дополнения. В схему добавлено устройство контроля исправности датчиков. Контроль производится постоянно в процессе движения автомобиля, и, при неисправности хотя бы одного из датчиков контроллер отключается. Тормозная система автомобиля действует без АБС и полностью остаётся работоспособной.
Аналоговая часть 
 контроллера В качестве подключаемых датчиков может быть добавлен датчик положения рулевого механизма. При торможении "в повороте" работа системы несколько отличается от работы при прямолинейном движении.

Для более детального просмотра схемы кликните мышкой по интересующему Вас чертежу. Описание работы схемы, а также некоторые "механические" идеи можно посмотреть здесь.

(Внимание! Некоторые ссылки временно не работают)



Создано при помощи SNK VH Workshop